Подворье святителя Николая Чудотворца в Бари

Вряд ли в России найдется дом православного человека, в котором бы не было иконы святителя Николая Чудотворца. Точно так же среди нашего верующего народа вряд ли обнаружишь того,

кто, помолившись святителю Николаю, не получал от него помощи. Поэтому не удивительно, что в итальянском городе Бари, где покоятся мощи святого, есть храм Русской Православной Церкви. Но, хотя русское подворье в Бари имеет почти 100-летнюю историю, в полную силу оно функционирует лишь последние десять лет. О сложной судьбе подворья и о современной его жизни рассказывает настоятель храма-подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари протоиерей Владимир Кучумов.

– Паломничество из России к мощам святителя Николая Чудотворца начинается уже в XV веке. Много русских паломников прибывали в Бари и в XVIII веке, и первые истории этих паломничеств датируются именно этим временем. В XIX веке паломничество к мощам святителя Николая становится всесословным: в Бари приезжали и особы императорской фамилии, и представители высшего общества, и видные деятели русской культуры (так, например, поклониться мощам святителя Николая в Бари приехал Н.В. Гоголь), и купцы, и простонародье. В базилике есть журнал посещений. Это своего рода «книга отзывов» наших паломников с 30-х годов XIX века до начала XX столетия. В ней можно увидеть имена и автографы очень известных людей. Традиция ведения этого журнала со временем прекратилась, но то, что осталось, – это очень ценный исторический источник паломничества к мощам святителя Николая.

В Бари побывало более ста правящих архиереев нашей Церкви. И для нас особо значимо, что наш храм и подворье были освящены нынешним патриархом, который не оставляет нас и теперь своим вниманием. Все рейсы, о которых я говорил выше, организуются по благословению Святейшего Патриарха.

Паломников очень много. Бывает, что на праздники собирается до пяти тысяч человек. У мощей можно увидеть православных из Украины, Молдавии, Грузии – всех, кто празднует память святителя Николая по юлианскому календарю. Но вот что удивляет: у мощей практически не встретишь греков. Мало приезжают из Болгарии и Сербии. Но зато активны православные из Польши.

Расскажу немного и о будничной жизни нашего подворья. Я помню, как на первое богослужение пришло всего пять человек. Сейчас же только постоянных прихожан около 150 человек. Это и русские, и украинцы, и грузины. С последними у нас очень хорошие отношения, несмотря на то, что грузинские политики нас не жалуют. А вот простые люди приходят на службы, исповедуются. Мы позволяем им петь «Символ веры» и «Отче наш» вслед за церковно-славянским на греческом и грузинском. Никакого разделения по национальному признаку у нас на приходе нет. Русские, украинцы, грузины, греки и сербы – все это одно целое.

Есть в нашем приходе и итальянцы, хотя их и не много. Это люди с очень сложной судьбой. Мы, идя им навстречу, какие-то части Божественной литургии служим и на итальянском языке. Так, в нашем храме читается Символ веры и «Отче наш» на итальянском. Кстати, в Италии есть итальянцы – священники Русской Православной Церкви.

Другие, не русские, православные общины в Бари тоже есть, например есть большая румынская община, но у них нет храма. Так что в городе только один православный храм – это русский. Удивительно и символично, что за тысячу лет пребывания мощей святителя Николая в Бари только русскому народу удалось построить здесь храм. 21511111 2

Есть в нашей жизни и огорчения, конечно же. Связаны они с теми, кто прежде ходил в этот храм. Сейчас здесь больше нет прихода Зарубежной Церкви, так как вся территория, в том числе и нижний храм, принадлежит России. И отношение прежде ходивших в это храм к Московскому Патриархату весьма негативное. За все последние годы эти люди ни разу не пришли к нам на богослужения, хотя у них нет сейчас своего священника. Не приходят даже на Пасху, предпочитая ее встречать дома даже в тот момент, когда под их окнами идет наш крестный ход. Эти люди не исповедуются и не причащаются. Но я надеюсь, что эта проблема будет решена миром и что храм Русской Православной Церкви будет желанным местом и для паломников из зарубежной диаспоры.

С чем едут к святителю Николаю? Прошения в общем-то во многом одинаковы. Но иногда приходиться воспитывать паломников, объясняя, о чем можно просить у мощей, что благочестиво, правильно и выполнимо, а что нельзя. Мое пожелание паломникам, которое основано на опыте общения с ними: просите, что потребно для спасения души. Основные просьбы – это моление о здравии, устройстве бытовой стороны жизни и работы. Чудеса тут очень часто происходят. Мы буквально завалены и письменными, и устными сообщениями от паломников, что в их жизни произошли значимые изменения после молитв у мощей святителя Николая. Особенно растет количество таких откликов после праздников. Содержание этих сообщений одинаково: «Отец Владимир, все, что я просил, я получил. Это просто чудо!» Прошения людей исполняются. Но я считаю главным чудом святителя Николая – исправление жизни людей. Ведь такое, казалось бы, незаметное обстоятельство, как появление осмысленности в повседневной жизни и воцерковление – вот что главное. А с этим потом приходит и время ярких чудес: исцеление от рака, обретение второй половины теми, кто уже отчаялся в этом, обретение жилья или работы. Это осязаемая помощь Божия, которая укрепляет человека на пути спасения. Ничто так не трогает, как исцеление души человеческой.

Повлияло ли служение в Бари на мою жизнь? Конечно! Прежде всего, я сам испытал на себе силу святителя Николая. Я никогда раньше об этом не говорил, но им были явлены чудеса и мне лично, и моей семье. Это были и чудеса исцелений очень яркие. Конечно, святитель давал нам силы и помогал в борьбе за подворье. Это великое чудо, что подворье возродилось из небытия.

Я бы хотел, чтобы Россия и наш народ никогда не оставляли вот этой традиции – праздновать память святителя Николая у его мощей. Ведь праздник – это в том числе и молитва. Молитва не только о тех людях, которые приезжают в Бари, но и обо всей России. А это очень важно.

Все итальянцы задают и нашим паломникам, и мне один и тот же вопрос: почему мы избрали своим самым почитаемым святым покровителем того, кто ни разу при земной жизни не был в России? Их удивляет, что русские почитают святителя Николая больше, чем жители Бари. Я отвечаю всегда на этот вопрос так: это не мы его избрали своим святым, а он нас избрал, покровительствуя нам как наиболее страждущему в мировой истории народу. За это благодарят святителя Николая как власть предержащие, так и простые люди. Я, например, расцениваю визит В.В. Путина в Бари в 2007 году, первый визит главы нового российского государства к мощам святителя Николая, как благодарение от всей исторической Руси за его покровительство. Святитель Николай для очень многих людей является духовным ориентиром. Многие, кто только идет к вере, говорили мне об этом. Помнится, один врач сказал мне, что он не верит в загробную жизнь, но верит в святителя Николая. Вот такой парадокс, который лишь подчеркивает тонкость и сложность души нашего народа. Даже в атеистические времена нецерковные люди могли всегда точно отличить икону святителя Николая от образа другого святого. Такое особое отношение к святителю Николаю, восприятие его как заступника на генетическом уровне удивительно.

Протоиерей Владимир Кучумов, настоятель храма-подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари