Перенесение мощей святейших Бориса (Романа) и Глеба (Давида)

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были мужчинами знатного происхождения, которые унаследовали титулы князей, веровали в Господа Бога и при жизни сделали много полезных деяний. Почитают их память торжественным богослужением. Праздничные дни в православном календаре: 15 (2) мая, 6 августа (24 июля) и 18 (5) сентября.

 

Святые пережили смутную эпоху христианских гонений и язычничества, а потому их мощи нашлись с трудом. Могилу убиенного князя Бориса нашли около города Вышгорода, находящегося близ Киева. А через некоторое время стало известно, где был погребён и благоверный Глеб. Его мощи нашли в нескольких километрах от Смоленска – в городке Смядыни. Получив разрешение от местного руководства на извлечение их мощей, архиепископы перевезли их по реке Днепр в Киев. Там, в честь князей, в 1026 году была основана и освящена пятиглавая церковь, куда и по сей день съезжаются верующие для молитвы святым. Прихожане верят в чудодейственную силу данного места, так как здесь было замечено большое количество исцелений и очищений грешных личностей. Сюда приводили огромное количество людей с вредными привычками или печальным прошлым. Они проводили несколько дней в окружении служителей Вышгородского Борисоглебского собора и ощущали значительное облегчение. Большая часть из них бросали курить или употреблять алкоголь, а разуверившиеся – ценить каждый миг жизни и верить в светлое будущее.

 

В историческом контексте Вышгородская церковь была довольно популярной среди семейства Ярославичей, которые ежегодно приходили на службу, посвященную памяти Бориса и Глеба. После объединения своих княжеств они приняли решение установить ежегодное празднование в честь святителей – 2 (15) мая. На первом богослужении присутствовали такое выдающиеся личности, как митрополит Георгий Киевский и Неофит Черниговский. Сюда же съехались епископы, игумены и духовенство с самых дальних уголков Киевской Руси. Интересно то, что Святослав Ярославич намеревался отреставрировать храм, соорудив вокруг него каменное обрамление. Когда начались работы, Святославу во сне явился архангел Гавриил, который строго запретил мужчине возводить вокруг церкви каменную кладку, но он не принял во внимание вещее виденье и продолжал свою работу. Через месяц он умер от неизвестной болезни, так и не закончив своё дело. В 1093 году князь Всеволод решил закончить кладку из камня, но достроил её, она обрушилась в ту же ночь.

 

Почитание страстотерпцев было наиболее развито во время правления внуков Ярослава, но не привело к позитивным последствиям, ведь являлось неким соревнованием между братьями. Каждый из них хотел всё больше угодить Богу и святым материальными благами, но мужчины забывали и о чистоте души, которая достигается посредством покаяния и молитв. К примеру, Святополк велел своим мастерам написать иконы в честь страстотерпцев, выполненные из серебра, а его брат на следующий день отдал приказ на изготовление золотых икон и образов Борису и Глебу.

 

Стоит отметить, что святые были одними из первых русских мужей, которых канонизировали как в России, так и в Византии. Священники византийских церквей вели ежегодную службу в их честь, а инициатором действа стал преподобный Иоанн I (митрополит 1008-1035 годов). Этот факт способны подтвердить летописи, находящиеся в городе Минея. Это свидетельствует об особом почитании и уважении страстотерпцев не только в Киевской Руси, но и в других государствах. Их мощи являются национальной гордостью и символом православной религии.