6-я седмица Великого поста – седмица Ваий

6-я седмица Великого поста посвящается воспоминаниям праздного шествия Господня и носит гордое название – Неделя Ваий. Также у него много альтернативных названий, среди которых наиболее популярными считаются Неделя цветоносная, Седмица Ваий и Вербное воскресенье. Раньше был обычай в это время освящать ветви молодой пальмы, которые, спустя десятилетия, были заменены вербой.


Происхождение торжества берёт своё начало с глубокой древности. Впервые о нём заговорили святой Мефодий и епископ Патарский в III веке. Начиная с IV века, Неделя Ваий проходила в грандиозной обстановке, посещаемой множеством верующих. Через некоторое время, Вход Господня в Иерусалим отнесли к двунадесятым праздникам. Примечательно то, что он не включает в себя ни предпразднства, ни попразднства, потому что с ним неотъемлемо связаны дни Четыредесятницы и обряды Страстной седмицы, во время которых христиане чинно постятся.

 

Служба Недели Ваий особенна еще тем, что люди несут в церковь пышные ветви распустившейся вербы. Во время службы священнослужитель читает многочисленные молитвы, останавливаясь на 50-том псалме. В этот момент совершается каждение большого пучка вербы, в итоге раздающиеся по одной присутствующей братии. Далее священник читает специальную молитву, чтобы завершить освящение, попутно окропляя их святой водой. Когда члены братии по одному подходят целовать Евангелие, то служитель храма каждому из них вручает веточку. Почему именно Вербное воскресенье, спросите вы? Потому что ещё со времён Руси в этот период успевала зацвести красивая верба, которую и взяли на замену традиционной для данного праздника финиковой пальме. Достойно особого внимания и то, что освящение вербы совершают непосредственно в разгаре службы. Этот факт является свидетельством того, что Неделя Ваий должна стать неотъемлемой частью нашей чистой души, проходя через слух, зрение, осязание и обоняние (в те моменты, когда мы чувствуем приятный запах кадильного дыма). И когда все наши рецепторы могут «впитать» в себя Дух Божий, то и мы сами открываемся и становимся ближе к Спасителю.

 

По пятнице седьмицы Ваий проходит великое повечерье. На этом заканчивается св. Четыредесятница.

 

В субботу 6-й седьмицы православные веряне вспоминают чудо, которое произошло с Лазарем. От этого суббота получила свое название - Лазарева. В Церкви прославляется свидетельство Божественного могущества Иисуса Христа. 

 

В день седмицы Ваий божественную литургию проводят по чину Иоанна Златоуста, а также воспеваются торжественные антифоны и читается праздничный стих в честь Бога. В завершение священнослужитель поёт задостойник (разновидность церковного пения). После Лазаревой суботы и Вербного воскресенья происходит переход к Страстной седмице.