Великий пост - Четыредесятница

Великий пост, или Четыредесятница, - основной из многодневных постов Русской церкви, начинающийся за 7 недель до Пасхи и продолжающийся 40 дней до Лазаревой субботы и Вербного воскресния, почему его иногда называют Святой Четыредесятницей.
Пост не прекращается после этих двух праздников - начинается Страстная и великая седмица.
Великий пост предваряют приготовительные недели, именующиеся по начинающим их воскресным дням (неделям на церковном языке). Воскресный день за три недели до начала поста - Неделя о мытаре и фарисее. Седмица после Недели о мытаре и фарисее -сплошная, пост в среду и пятницу отменяется.
Следующее воскресенье называется Неделя о блудном сыне. Евангельская притча о блудном сыне, читаемая за литургией, являет нам образ истинного покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему.
Воскресенье за неделю до начала поста - Неделя мясопустная, или Неделя о Страшном суде (предшествующий ей день - Вселенская родительская мясопустная суббота), за литургией читается Евангельское зачало о грядущем Втором пришествии Христовом и Страшном суде Божием. Это - последний день, в который можно вкушать мясные продукты.
Седмица после Недели мясопустной именуется Сырной седмицей, или масленицей. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост в среду и пятницу на остальные скоромные продукты отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия.
Завершающее масленицу воскресенье, последний день перед началом Великого поста - Неделя сыропустная, именуемая также Прощеным воскресеньем. В этот день последний раз употребляются в пищу скоромные продукты, и после вечернего богослужения в храмах совершается особый умилительный чин прощения - священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Первая неделя поста - время особо усердной молитвы и говения. Первое воскресенье поста называется Неделей торжества православия. День этот связан с воспоминаниями о победе Вселенской Церкви над иконоборчеством.
Следующая неделя именуется второй седмицей Великого поста. Суббота этой седмицы - день поминовения усопших. Во второе воскресение Великого поста Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке - поборника монашеской жизни и выразителя церковного учения о Фаворском свете - нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор; это - учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому -молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста.
Третье воскресение поста посвящено Кресту Господню, а сама седмица носит название Крестопоклонная неделя, когда необходимо напомнить верующим о спасительном даре искупления грехов человеческих. Суббота 3-й седмицы - день поминовения усопших.
В четвертую неделю поста празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, жившего в VI веке у горы Синай. В двадцать лет Иоанн принял иночество, последние четыре года жизни был игуменом синайской обители. Умер он около 649 г. В дни поста Церковь призывает верующих стремиться, подобно преподобному Иоанну, к духовным высотам, отречься от земной суеты. Суббота 4-й седмицы - день поминовения усопших.
В пятое воскресенье поста в храмах проходит служба в память о Святой Марии Египетской.
Шестая неделя Великого поста завершается Лазаревой субботой и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), после которого начинается Страстная седмица.
На протяжении Великого поста рыбу разрешается употреблять в пищу лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (кроме некоторых дней, на которые может прийтись этот праздник - к примеру, в Великую Пятницу) и Входа Господня в Иерусалим; в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры.