Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец

Будущий святитель Петр, митрополит Киевский и всея России, родился на Волыни во второй половине XIII века от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына.

В 12-летнем возрасте был пострижен в монашество. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Его авторству принадлежит первая московская чудотворная икона, получившая название «Петровская». За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.
В 1299 году митрополит Киевский и всея Руси Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим великий князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.
Петр был первым из митрополитов, живших в Москве. Святитель желал оставаться в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире, куда он и переехал в 1309 г.
Посетив Великого князя Иоанна Данииловича в Москве, тогда еще только возникающей, решил он переселиться к нему, и в 1325 году перенес митрополию из Владимира в Москву, тем самым споспешествуя расширению новой столицы.
Он построил на реке Рате обитель во имя Спаса Нерукотворенного образа и там упражнялся в живописи. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. При посвящении Петра в сан митрополита духовенство Северной России благословило высокую его добродетель. Один Тверской епископ, сын князя Литовского Гердея, дерзнул злословить Петра, но был торжественно обличен в клевете на Соборе в Переславле-Залесском.
Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться. Как достойный учитель веры христианской, святитель Петр склонял князей к миролюбию, заклинал несчастного Святослава Брянского не вступать в битву с Василием и старался прекратить вражду между князьями Тверским и Московским. Не имея средств избавить народ от ига, он желал, по крайней мере, оградить безопасностию Св. Церковь, храмы и дома служителей.
Он ездил в Орду с Михаилом в 1313 году и выхлопотал так называемый ярлык, или грамоту льготную, в коей Узбек, следуя примеру бывших до него ханов, подтвердил важные права и выгоды Российского духовенства. По желанию и совету свт. Петра вел. кн. Иоанн Данилович (Калита) заложил в 1326 г., августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты, – сказал святитель великому князю, – успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших.» Св. митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но Господу угодно было, чтобы церковь Успения была освящена после кончины святителя, в 1327 г., августа 4-го.
Во время управления святителя Петра митрополией, Гедемин, великий князь Литовский, завладел Русскими княжествами за Днепром, отторг от России Волынь, Подолию, Полесье и другие области. Вместе с ними отошли в Литовское владение и епархии сих княжеств. Гедемин, будучи, как и вся Литва, язычником, не препятствовал однако власти Всероссийских митрополитов над церквами подвластных ему областей. Дети князя Литовского были уже христиане, второй из них, Ольгерд, преемник престола, женат был на княжне Тверской, которая обратила его в Греко-Российскую веру. Митрополиты Всероссийские временно приезжали в Литву: осматривать свои епархии, но влияние их на Заднепровское духовенство при преемнике Петра, святителе Феогносте, ослабло.
Святитель Петр управлял паствой 18-ть лет. Преставился он 21 декабря в 1326 г, мощи его почивают в Московском Успенском соборе.