Рождественский сочельник

Канун Рождества, Коляды, называют Рождественским сочельником. В большинстве стран приходится на 24 декабря, по григорианскому календарю. Некоторые православные церкви, а так-же и Русская православная церковь, греко-католики празднуют Рождество по юлианскому календарю - 6 января. Православные христиане употребляли в этот день в пищу сочиво - сушеные зерна, запаренные в воде (кашу).
 
Сочивом называли не только кашу но и другую постную пищу, также сок, масло разных семян: конопляное ,маковое, подсолнечное, ореховое, миндальное, горчичное и другие. Этим маслом и соком приправляли каши во время поста перед Рождеством и в рождественский сочельник.
 
В сочельник православные варили кутью, католики - бигилию. . Сочельник - вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многочисленными обрядами и традициями . В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост. По традиции она начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Иисуса Христа. 
  
В IV веке было установлено Православной Церковью, как праздновать повечерие Рождества Христова. В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, затем в VI веке Анатолий и Софроний Иерусалимские , в VIII веке Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и в настоящее время прославляет празднуемое событие.
 
Подготавливаются же к празднованию Рождества Христова верующие 40-дневным рождественским постом (Филиппов).
 
В церквях вечером шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол должен быть накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшими приборами, посудой, заставлен традиционными блюдами.
 
Блюд насчитывалось тринадцать, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разстилали сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Иисус Христос. Стол украшался ветками ели, ленточками, свечами.
 
В доме стояла украшенная елка, под которую клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих.
 
Появления первой звезды с нетерпением ждали дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем хозяйка дома поздравляла всех с праздником. У католиков празднование начинали с обмена облаткой - символом хлеба, богатства и благополучия. Хозяйка сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения.
 
У православных трапеза начиналась с приема кутьи. У католиков ее наличие не было обязательным.
 
Варили кутью из пшеницы, риса, ячменя. Приправляли медом, маком, орехами. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость блаженной жизни. 
 
Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (рыба, селедка, салаты), затем красный борщ, грибной или рыбный суп. К борщу и супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулеты с маком, медовики, пряники, компот из сухофруктов, клюквенный кисель, яблоки, орехи. 
 
За праздничным столом каждый должен отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование - хороший воспитательный момент для детей.
 
Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.
 
Во время трапезы вели непринужденную беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей. За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде. В Рождественский сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо выставлялась миска с едой).
 
После праздничной трапезы начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза, Святого Николая. Он приносил подарки в мешке. Раздавая подарки, высказывал пожелания, согласно необходимым требованиям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспитательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Большинство традиций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей внимания к присутствующим, самодисциплины, терпения, выдержки. Сочельник - один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, больше всего ценились подарки, приготовленные своими руками. Их нарядно оформляли цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было таинственно и поднимало настроение.
 
В Рождественский сочельник разряженная молодежь вечером начинала ходить по деревне, распевая колядные песни и славя святой праздник. Обычно обходили все дома по порядку, а само колядование напоминало целое театральное представление: никакой спешки, красивые костюмы, песни на разные голоса, ролевые колядки. За такие старания хозяева должны были одарить колядующих как можно богаче – кто деньгами, кто сластями. Как говорится, чем Бог послал. Отказать колядующим в гостинце считалось грехом, ведь обряд коляды издавна имел цель восхвалять верховное божество. Кстати, именно поэтому сладости и мелкие безделушки колядующие оставляли себе, а вот собранные деньги относили в местную церковь.