Священномученик Протоиерей Михаил и мученница Софья

Протоиерей Михаил Шафанов с супругой Софией имели два сына — Виктора и Даниила и две дочери — Нилу и Надежду. Дом батюшки Михаила находился через дорогу от церкви, в центре села Водяного Запорожской области. До наших дней храм не дожил, его разрушили в 1937 году. А дом священнический стоит, цел и невредим, в нем находятся мастерские сельской школы.

Сама школа выстроена на месте, где когда-то располагалась церковь.

А каким роскошно-величавым был тот, прежний храм! Длина его была 35, а ширина — 15 метров. Роспись была неописуемо великой духовной красоты, при входе у центральных дверей, а также у боковых, стояли по четыре грандиозных колонны. Центральный колокол на колокольне был весом 362 пуда или 5 тонн 792 килограмма. Звон его был слышен за 30 верст, до самой Великой Белозерки. Жители села до сих пор гордятся таким громовым звоном, во всей округе такого колокола не было.

Старожилы рассказывают, что батюшка Михаил очень славился своей великой духовностью и замечательным был проповедником. В Свято-Покровском храме он прослужил без малого двадцать лет. Из поколения в поколение передается о нем все, что сохранила человеческая память. Однако повествование это преисполнено печали. После революции начались всевозможные притеснения и оскорбления в адрес, как самого священника, так и его семьи.

То запрещали служить, то искали к чему придраться, угрожали смертью.

Но, терпя оскорбления, отец Михаил продолжал служить Богу, Церкви и людям. Сила Господня укрепила дух отца Михаила. А Покров Пресвятой Богородицы был защитой от бед и скорбей.

6 января 1918 года на реке Конке в районе села Водяное заранее вырубили большую полынью. Трое стражников, жителей этого же села, приехали к отцу Михаилу лошадиной линейкой и говорят: собирайтесь, поедем. А супруга София спрашивает: куда же вы берете батюшку? Стража отвечала без церемоний: куда надо, туда и поедем. Тогда София говорит: куда батюшку Михаила, туда и меня. Связали руки батюшке Михаилу и супруге Софии, посадили обоих на воз и повезли. Остановились у ранее подготовленной полыньи и говорят отцу Михаилу: крест на реке погружал в воду, а теперь, давай, сам погружайся.

Связанный священник усердно попросил прежде дать ему помолиться, а потом: «Бог вам судья». Для вооруженных людей молитва связанного человека в рясе угрозы не представляла, разрешили. Стал отец Михаил на колени, рядом — супруга София, тоже связанная. Помолились, ждут… Привязали им на шеи камни, и говорят: а теперь прыгайте в полынью. Батюшка Михаил перекрестился, как смог, со связанными руками. И полетел первым, за ним — София. Лишь весной нашли их тела на берегу. Но людям запрещено было даже приближаться к усопшим, не то, что предать их земле. Шло время, обнаженные тела их начали тлеть, а кощунственный запрет не снимался. Тогда жители села Водяное тайком предали мучеников земле. Летом того же года палачей отца Михаила и Софии постигла Божья кара. Они были повешены отрядом белой армии.

Судьбы детей о. Михаила — неизвестны.

Так жили и служили и представились ко Господу протоиерей Михаил Шафанов и его супруга София.

Священномученнче Михаиле и мученица София молите Бога о нас.

Представление на канонизацию протоиерея Михаила Шафанова и его супруги Софии Изучив данные архивов, воспоминаний очевидцев и других документов жизни протоиерея Михаила Шафанова и его супруги Софии, комиссия по канонизации Запорожской Епархии пришла к выводу, что протоиерею Михаилу Шафанову и его супруге Софии были присущи: — высокое личное благочестие, кротость, долготерпение, непрестанная молитва, ревностное пастырское служение, борьба за сохранение храма, чистота православного исповедания, мученическая кончина за Христа.

Комиссия по канонизации Запорожской Епархии обратилась к Священному Синоду УПЦ с просьбой рассмотреть и решить вопрос о причислении к лику местночтимых Святых протоиерея Михаила Шафанова и его супруги Софии.