14.08.14 - начало Успенского поста 2014

С 1 августа (14 августа по новому стилю) наступает Успенский пост. Продолжается он до 15 августа (28 августа по новому стилю), то есть до праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь всегда рассматривала этот пост как установление древнее. В 1166 году количество дней Успенского поста было заключено в соборное определение,

так как до этого времени в разных местностях продолжительность Успенского поста была неодинаковая.

Установлением Успенского поста Церковь побуждает верующих подражать Пресвятой Богородице, которая всю свою жизнь проводила в подвигах, постах и молитвах, и особенно усиливает пост перед своим успением, а также побуждает нас к духовному преображению, рассматривая пост как действенное средство к благодатному внутреннему озарению. Успенский пост приближается по строгости пощения к Великому посту; по субботним и воскресным дням и в праздник Преображения Господня он ослабляется.

В народе Успенский пост нередко называют Госпожинками: от обращения в молитве к Пресвятой Богородице — Госпожа. Еще его называют Спасовым, поскольку на это время приходятся праздники, посвященные Всемилостивому Христу Спасителю.

Начало поста совпадает с двумя праздниками — Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня и Крещение Руси в 988 году в водах Крещатика, Днепра и Почайны. Памятуя об этом событии, православная Русь совершает в этот день после божественной литургии крестные ходы на воду и там устраивает молебен, заканчивающийся малым освящением воды. В современных условиях загрязненности окружающей среды водосвятильные молебны в годовщину крещения Руси нередко совершаются и в храмах.

В Киевской Руси (на территории современной Украины) в этот день раньше строго соблюдался обычай, связанный с освящением мака по случаю начала его сбора. В этот же день в храмы приносят мед на освящение. Пчеловоды стараются принести, по древнему обычаю, первые вырезанные соты. В домах за обедом едят вместо десерта сотовый мед со свежими огурцами. Вот почему в народе этот день называют первым медовым Спасом. С этого дня благословляется употребление в пищу меда нового сбора.

Второй Спас — день Преображения Господня получил на Руси название яблочного Спаса. В этот день православный люд во всем мире приносит в храмы виноград, а в северных районах, где виноград не растет,— яблоки. Плоды приносятся в церковь для благословения, в знак благодарения за получение этих плодов для пропитания человека.

Святой Иоанн Златоуст учит: «Земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога, взращающаго оные». Кроме того, виноград приносится в церковь для благословения по прямому отношению к таинству евхаристии (причащения). Только после освящения в праздник Преображения Господня разрешается разговляться виноградом и яблоками нового урожая, которые до этого дня нельзя употреблять в пищу.

Яблоки, заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой, как початки овощей.

В праздник Преображения разрешается вкушать рыбу, елей и вино, даже если этот праздник выпадает на среду или пятницу.

Третий Спас — Перенесение Нерукотворного образа Господня (Ореховый Спас, Спас «на полотне»).

Каждый Спас имеет свои традиционные блюда. Для первого они готовятся из меда и мака, для второго — из яблок, для третьего — с применением орехов.

Во весь Успенский пост, кроме дня Преображения, Церковным Уставом вкушение рыбы не дозволяется; в субботу и воскресенье разрешаются елей и вино; во вторник и четверг — пища без елея; в понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение.

Как и во время любого православного поста, в Успенский пост важно не только телесное воздержание, но и духовное, то есть нужно стараться не предаваться шумным развлечениям, не ссориться

 МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ

(молитва для похудения)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Традиционная благодарственная фраза:

«Ангела вам за трапезу!»