Дети и православный пост

Сегодня всё больше людей начинают соблюдать пост или хотя бы придерживаться несколько умеренных взглядов на питание во время поста. А можно ли и детям соблюдать пост? Нужно ли это? Если да, то с какого возраста и как правильно это сделать? Мы решили подготовить на эту тему материал, который может вам пригодиться.

На вопросах религии и веры в своей статье мы заострять внимания не будем, затронем лишь вопросы питания. А поможет нам в этом специалист из НИИ педиатрии.

Для начала рассмотрим, что же такое пост? Обычно пост представляют, как воздержание от принятия пищи и питья. Разными религиями запрет на прием всякой пищи или отдельных ее видов (чаще всего мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц) устанавливается по-разному. Но главный смысл поста в воспитании силы духа, то есть пост должен способствовать преобладанию в верующем духовных, возвышенных стремлений над чувственными, телесными. Пост часто предшествовал крупным решениям и подвигам, служил средством покаяния, выражением печали, так как помогал сосредоточиться на какой-либо проблеме. «Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Это возможность отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о более важном и значимом — без всего этого пост становится всего лишь диетой.

Наиболее строгие посты в православии и в исламе, а вот в католицизме и англиканстве их число незначительно. Точно не известно, когда в христианстве были установлены определенные дни воздержания и поста. Эти дни, как и предписания, регламентирующие количество и виды дозволенной пищи, в разные эпохи могли варьироваться. В соответствии с древней христианской традицией во время постов дозволялось есть лишь раз в сутки, однако со временем обычай добавил к этой единственной трапезе еще и легкую вечернюю еду, а затем и небольшую утреннюю. На Западе в постные дни предписывалось главным образом воздержание от мяса; на Востоке практика ксерофагии ("сухоядения") подразумевала запрет на вкушение мяса, рыбы, яиц, молока, сыра, масла и вина.

В современном мире идёт тенденция к постепенному уменьшению количества и смягчению суровости постов и других форм воздержания, предписываемых законами церкви. Стали принимать во внимание возраст, состояние здоровья, бедность, тяжелую или продолжительную работу и меняющиеся социальные условия, в результате чего церковь требует строгого соблюдения постов лишь от сравнительно узких групп людей и освобождает других. Практика православных постов невероятно развита — по традиционному церковному юлианскому календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные. В дни поста воздержание должно быть всестороннее: от житейских развлечений и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций.

Католический пост имеет два вида — воздержание от употребления мясных продуктов («воздержание», «абстиненция») и ограничение приёмов пищи в течение дня, когда дозволяется только одна сытная трапеза и две более лёгких («пост»). Посты у протестантов совершаются по возникновении необходимости — при болезнях самих верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, при принятии ответственных решений в жизни, для разрешения сомнений, для укрепления в вере, перед совершением серьезных событий в жизни и др. Обычно посты не бывают очень длительными — чаще всего не более трех дней. Пост в исламе бывает 2 видов: обязательный в месяце «Рамадан» (установленный по шариату в 624 г., вошёл в число обязательных канонов) и рекомендуемый. В период поста мусульмане ежедневно от восхода солнца и до его заката отказываются от приёма пищи, питья, курения и пр. Но специфика поста в исламе заключается в том, что ограничивает не состав пищи, а время её принятия (как и в раннем христианстве)

В современном мире у некоторых народов идёт возрождение забытых традиций, а в других, ребёнок воспитывается семьёй и традиции прививаются ему с рождения. Многие родители, чьи дети «плохо едят», сами того не замечая, изо дня в день перекармливают их. Что при этом происходит? Не просто снижение аппетита и плохая усвояемость пищи. Весь огромный запас внутренних телесных сил тратится не на сопротивление болезням и воздействию внешних неблагоприятных факторов, а на расщепление чрезмерного количества вводимой в желудок пищи. Со временем организм ребёнка не успевает вывести лишнее и происходит самоотравление. Плохо, когда потакают прихотям ребенка, и дают ему только то, что он любит. Вредно также приучать детей к слишком сладкой, вкусной и изысканной пище: она должна быть питательной, но простой. Наконец, как уже говорилось неоднократно, нельзя заставлять ребенка есть насильно, без чувства голода. Правильно, если ребёнок приучен сидеть за столом вместе с остальными членами семьи.

Значение поста состоит в том, что он воспитывает волю ребенка: учит его побеждать нехорошие желания и дурные привычки. С первых лет ребенка предупреждают об опасностях: «Нельзя снимать головной убор на солнце!», «Нельзя гладить кошку!». Сначала эти запреты связаны с охраной жизни и здоровья ребенка. Позже, когда ребёнок подрастет, «нельзя» становится связано и с понятием греха. Хочется взять чужое? Ударить сверстника? Взять сигарету и закурить? Нельзя даже если никто об этом не узнает и не накажет... Для того, чтобы противостоять этим и многим другим греховным желаниям, ребенок должен уметь управлять своей волей. А научиться этому он может, смиряя ее в том, что кажется порой мелочами. Прежде всего, в отношении к еде, которая занимает столь значительное место в нашей жизни. Святитель Феофан Затворник говорит, что дитя, незнающее отказа в пище и привыкшее в этом отношении руководствоваться только своими желаниями, привыкает к своенравию, что, конечно, очень сильно осложнит его дальнейшую жизнь. «Дитя многожелательно; все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Потому родителям строго должно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения».

Ребенку бывает трудно отличить голод от прихоти, особенно если его перекармливали. Если ребёнок живёт в атмосфере соблюдения постов, то ему легко и самому начать их соблюдать. У православных христиан сначала это соблюдение среды и пятницы, затем длительные посты, временный отказ от каких-то видов пищи, от лакомств. Это удивительно дисциплинирует ребенка, воспитывает его волю. Когда такой ребенок пойдет в школу, попадет в детский коллектив и неизбежно столкнется с греховными примерами, ему очень пригодится привитый постом навык воздержания.

Соблюдать длительные посты православные дети обычно начинают с окончанием периода младенчества — то есть по достижении семи лет. Именно в этом возрасте ребенок впервые приступает к таинству Покаяния — начинает регулярно исповедоваться. Пост и у маленького ребенка должен быть осознанным. Пусть это будет плод его детской веры, его собственное желание и подвиг. Решая проблему длительных постов для ребенка, родителям следует учитывать особенности его физического здоровья и психики. Хорошо также, если они смогут посоветоваться с православным врачом или с опытным священником. Но при серьезных внутренних патологиях (особенно заболеваниях желудочно-кишечного тракта) в посте делают послабления. В отдельных случаях больные дети во время поста могут есть кисломолочные продукты, или рыбу, или яйца. Бывает, что детей с хроническими заболеваниями в Великий пост лишают только мяса и сладкого. Некоторые родители, когда никакой отказ невозможен, с благословения священника, лишают ребенка блюда, которое он особенно любит... Дети, с младенчества привыкшие к однодневным постам, будут более подготовлены и к длительным, которые продолжаются по несколько недель.