Рождественский или филиппов пост

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября нового стиля), то этот пост называют Филипповым.
Правильный пост – это борьба за человеческое в самом себе. Он – попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» (то есть душа) будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост – это радость. Как и правильно переживаемое православие.
Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы – это просто диета.
Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу – это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.
 
Как вести себя во время поста
 
Во время поста надо особенно решительно оставить все дурные привычки и страсти:
• гнев, ненависть, вражду; 
• надо удалиться от рассеянной, веселой жизни, от игр, зрелищ, танцев;
• не надо читать книг, которые возбуждают в душе нечистые мысли и желания; 
• не надо вкушать мяса, молока, яиц, а следует ограничиваться постной пищей (т. е. растительной пищею и, когда дозволено, рыбой), употребляя и эту пищу умеренно.
 
Нарушают четвертую заповедь как те, кто ленятся и в будничные шесть дней не работают, так и те, кто работают в праздник. Не меньше нарушают ее и те, которые, хотя и прекращают в эти дни мирские занятия и работы, но проводят их в одних забавах, играх и предаются разгулу и пьянству, не думая о том, чтобы послужить Богу.
 
При многодневном посте надлежит исповедаться и причаститься Святых Тайн. Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, когда мы должны быть у всенощной, а утром - за Литургией. У православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная, и отдавать это время танцам или другим развлечениям, значит - издеваться над праздником.
 
В любой христианской семье вопрос о соблюдении поста касается всех, даже маленьких детей. Правда, до трехлетнего возраста малыши не постятся, потому что трудно найти полноценную замену, например, молочным продуктам. (Но в дни, когда ребенок причащается Святых Христовых Таин, утром до принятия причастия он не должен вкушать пищи - это правило не относится только к грудничкам). Допустимо употребление некоторых скоромных продуктов, если это необходимо для сохранения здоровья, например, когда человек болен. Требования поста послабляются также в отношении беременных женщин и кормящих матерей.
 
Тело постящегося, не отягощаясь пищей, становится легким, укрепляется для принятия благодатных даров. Пост укрощает желания плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, устраняет невоздержание. Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина.
 
В древности пост был очень строгим. Разрешалось есть лишь хлеб, сушеные фрукты и овощи, причем это можно было делать лишь один раз в сутки - вечером. Радость, веселье, праздники - все исключалось на время поста. На Руси в дни Великого поста также запрещались и всякие увеселительные мероприятия, отменялись различные зрелища, закрывались мясные лавки и даже приостанавливались судебные разбирательства. Основным делом считалась благотворительность. Отношение к посту только как к запрету скоромной пищи далеко не полное. Главное - духовный настрой, помыслы, поступки. В этом смысле пост безусловно обязателен для всех. Пост – время священное. Само по себе – «священное время». Нужно сказать: «Всё, конец прежней жизни». И жить по-духовному.