Попразднство Рождества Христова

8 января в Православной Церкви отмечают Попразднство Рождества Христова, которое в большей мере посвящается прославлению Пресвятой Богородицы, родившей Спасителя всего человечества. Второй день торжества такой же знаменный, как и Рождество Иисуса Христа, ведь благодаря смиренности Божией Матери, у Неё появилась возможность выносить будущего Мессию, искупившего грехи всех людей на земле.

 

По той причине, что во время торжества люди собираются в храмах, чтобы прославить и сказать спасибо Пресвятой Богородице, священнослужители назвали его Собором Божией Матери. Во время богослужения, посвященному событиям после рождения Иисуса Христа, люди вспоминают и тот период, когда Святое Семейство вынуждено было бежать в дальние города Египта, спасаясь от царя Ирода. Правитель был язычником, а потому всячески пытался препятствовать деятельности христианства. Царь однажды узнал о том, что волхвы, которые поклонялись Иисусу Христу, бежали в свои земли. Очень разгневавшись, он приказал побить всех новорожденных детей в Вифлееме, так как был осведомлен о рождении в окрестностях города Мессии. К счастью, царь Ирод не сумел осуществить свой план, так как Иосиф Обручник и Богородица были предупреждены ангелом. Однажды ангел явился во сне Святому Семейству, и произнес следующие слова: «Вы должны уйти из этого города, так как он сейчас пропитан жестокостью и ненавистью, которая была проявлена по царской инициативе. Берите Богомладенца, и бегите в Египет, а то царь Ирод начнет искать Иисуса, чтобы погубить Дитя». Проснувшись утром, Иосиф с Пресвятой Богородицей поняли, что им снился один и тот же сон. Поэтому у них не возникало сомнений о правдивости божественного предсказания. Они быстро собрались, и бежали в восточную часть Египта. После смерти царя Ирода, ангел снова явился Иосифу и Богоматери, велев им вернуться обратно, так как угрозы в этих землях не было.


По возвращению, Иосиф Обручник поселился с семьей не в Вифлееме, а в другом городке, который находился недалеко – в Назарете. Дело в том, что после царя Ирода, правление перешло его сыну – Архелаю. Молодой правитель так же не любил приверженцев христианской религии, хотя и не отличался особой жестокостью и ненавистью. Попразднство Рождества Христова посвящено также и светлой памяти праведного Иосифа Обручника, который защищал и оберегал Пресвятую Богородицу, а также некоторое время воспитывал Иисуса Христа. Что касается мужчины, то Иосиф произошел из царского рода Давидова, но жил в бедности всю жизнь. Святой занимался плотничеством, при этом помогая всем нуждающимся в местной церкви. В молодом возрасте он был женат на Соломонии, которая приходилась дочерью Аггеи, родственника Предтечи. Когда мужчина лишился супруги, то всё свободное время проводил в молитвах и добрых размышлениях. Будучи в преклонном возрасте, в восемьдесят лет он обручился со Святой Девой Марией. После непорочного зачатия, Иосиф стал служить Ей, как Пресвятой Богородице. Он сопровождал Её всюду, в том числе и в Вифлеем, во время светлого события – Рождества Христового. Стоит отметить, что святой Иосиф не дожил до того времени, как погиб мученической смертью и воскрес Иисус Христос. Иосиф Обручник преставился Господу в мире и спокойствии в возрасте 110 лет. Попразднство Рождества Христова приходится и на Святки, которые длятся две недели. Начинаются они с Рождественского сочельника (6 января), и заканчиваются Крещением (19 января). В церковном календаре эти даты посвящены большому количеству евангельских событий, которые гласят о Рождестве Спасителя, а также о Его последующей жизни и проповеднической деятельности. Особенностью Святок является повсеместный запрет на тяжелую работу, особенно во время темноты. Это, впоследствии, дало праздничному циклу такое название, которое распространено и на сегодняшний день.