Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь, г.Ступино, Московская область.

Заказать службу в храме
СВЕЧА О ЗДРАВИИ СОРОКОУСТ НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ МОЛЕБЕН ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ ПАНИХИДА

Точной даты возведения Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря сегодня не известно, существуют лишь предположения. Расположен монастырь на берегу р. Оки, недалеко от Серпухова.

Не знают люди не только когда, но и кто основал святыню. Одна из версий гласит о том, что построен храм в XIV веке. Московский князь Дмитрий Иванович Донской и Сергий Радонежский – имена, с которыми тесно связывают основание монастыря. Только после благословения Сергия Радонежского было создано монастырь Дмитрием Донским, который видел в храме оборону государства с южной границы.

 

Другая версия говорит о том, что в Белопесоцкой слободе в XV веке возведен был монастырь игуменом Владимиром. Первые упоминания о тогдашнем мужском монастыре нашли в 1498 г. - грамота казанского «царя» Магмет-Аминя, в которой говорилось о том, что угодья лесные были подарены ему князем Московским Иваном III. Правление великого князя Московского припадало на период с 1462 г. по 1505 г. С того момента, как двуглавого орла сделал он гербом государства своего, стали называть его государем всея Руси.
Как говорят летописи, при князе Иване III случилось чудеснейшее событие: в 1480 г. на р. Угре в противостоянии между русскими и ордынскими войсками победу одержали первые. И превратилась с того момента Русь во главе с Москвой в отдельное государство. Называть его стали могучим Русским централизованным государством.
Человеком Иван III был очень непростым, среди друзей почитаемым, знатным для врагов. Следовал христианским принципам и был щедр князь в отношении Магмет-Аминя.

 

Не только религиозным центром был Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Храм находился в удобном стратегическом месте, поэтому на него были возложены ответственные военно-оборонительные функции. Крепость являлась рубежом с южной стороны Московской Руси. К достижениям монастыря можно отнести защиту от крымских татар, в планах которых была переправа через р. Оку. Остановить храм мог любого врага.
Страдал монастырь больше всего от крымских татар, которые планируя свои походы на Каширу, не могли обойти крепость, не разоряя ее. Набеги такие крымские татары совершали не менее раза в год, нанося при этом серьезнейший урон Белопесоцкому монастырю. Но на восстановление храма всегда уходило немного времени, ведь для правителей земли Русской монастырь и далее считался защитой мощнейшей.

 

В начале XVI века, а если точнее быть, то в 1520 г. обитателем монастыря стал старец Феодосии. Отношение правившего тогда уважаемого князя Московского Василия III к Свято-Троицкому монастырю было более чем положительным, ведь понимал управитель, что в жизни духовной русского народа храм и религия играют важнейшую роль. Именно поэтому государство Русское с каждым днем только укреплялось.
Все, кто имел возможность, помогали монастырю развиваться, в том числе князья и цари московские. К моменту прихода к власти Михаила Федоровича из династии Романовых на стенах Белопесоцкого храма стояло уже 11 пушек и 20 пищалей. Была крепость настоящей надеждой Русского государства, и ведь не зря. Обусловлено такое положение храма мощнейшими стенами, наличием сильной военной техники и навыками самих монахов.

 

Во второй половине XVII столетия стратегическая ценность монастыря ослабла, поскольку Россия и так стала сильным государством. В 1681 г. объект приписали к Коломенскому Архиерейскому дому, через 9 лет после этого по велению Петра I Романова святыня стала частью Троицкого монастыря. И только в 1764 г. благодаря императрице Екатерине II и после многочисленных прошений монастырь опять вернули коломенским архиереям, в ближайшие годы он стал самостоятельным.
Важнейшим событием в жизни Свято-Троицкого монастыря стала Октябрьская революция (всем известная дата – 1917 г.). В 1918 г. святыню закрыли, а все ее ценности были разграблены. До событий 1917 г. служителями монастыря было 50 человек, которых расстреляли на год позже у его восточной стены.

 

В 1920 г. начали использовать здание монастыря для создания музея, но чудом удавалось и далее проводить богослужения в нем. Занимался этим иеромонах Киприан. В 1933 г. храм снова был закрыт. В соборе во имя Живоначальной Троицы начал действовать клуб, в Иоанно-Предтеченском храме развивалась фабрика по производству стекла. Некоторое время келейные корпуса использовали для проживания рабочих, после – заключенных, которые выполняли все приказы, касающиеся строительства моста через р. Оку. Был период, когда на территории бывшего монастыря располагался пионерский лагерь.

 

Как и большинство других храмов во время Великой Отечественной войны, использовали монастырь для реализации стратегических планов. По стечению обстоятельств оказался храм в прифронтовой зоне (было это в 1941 г.). Поселились здесь служащие, находившиеся под управлением П.А. Белова.
Что интересно, отступление немецких танковых частей как раз совпало с днем рождения монастыря (16 ноября/ 29 ноября по новому стилю).
Часть зданий монастыря, которые уцелели, использовалась в качестве складских помещений, другая часть не была занята, и ждало ее постепенное разрушение.

 

Реставрационные работы начались после празднования величайшего события – 1000-летия крещения Руси (1988 г.). С 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь считается женским, крепость полностью возродилась.

 

Одной из наиболее известных святынь храма является икона «Утоли моя печали».

 

В наши дни так же главными святынями Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря являются: пребывающие под спудом в Троицком храме мощи местночтимого святого Владимира Белопесоцкого, чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница», ковчег-мощевик с частицами мощей многих святых и святой источник преподобного Сергия Радонежского. Существует легенда, что Сергий Радонежский здесь ударил посохом о  земь, и тут же забил из-под земли источник.