Чудотворные мощи Святого Петра, митрополита Московского

Дни почитания - 3 января, 6 сентября (перенесение мощей), 18 октября- Моск. свт.,  23 октября- Собор  Волынских святых.
 
 
Святитель Петр первый московский святой, он почитается как небесный покровитель и защитник города Москвы. Молятся об избавлении от всех недугов и неурядиц. Известно множество случаев чудесных исцелений, которые случались по молитвам к Святому.
 
 
 
Тело угодника Божьего Петра, митрополита Московского, положено было в храме Успения Богородицы, на том месте, которое сам святитель и приготовил. Настоящим прибежищем для верующих стал гроб свято-почившего. Со дня представления его начали приходить к нему православные христиане с прошениями о благословении, и благодатной помощи ждать долго не приходилось. Странное событие произошло в 1830 г.: за ночь до Донской битвы митрополит Петр появился в воздухе, в руках у него был златой жезл, которым поражал он врагов отечества.
 
И это не единый случай явления Петра был. Действие повторилось в 1395 г., когда Тамерлан пытался Москву захватить. С того момента и начали называть святого Петра заступником земли Русской. Великим чудотворцем называли Петра, как свидетельствуют летописи. Обретены были нетленные мощи первого из митрополитов московских, причиной стало возведение нового Успенского храма вместо того, что простоял на месте этом 146 лет. Произошло это в XV веке, с того момента слава о святом Петре разлетелась по всей территории Русской земли.
 
В 1472 г. велел мудрый князь Иоанн III Васильевич (а митрополит Филип благословил), чтобы открыли надгробницу св. Петра. «Яко свет сияху» – так называли мощи его, почивавшие в гробу, который распался во время пожара, следствия нападения Тохтамыша на Москву. Завоеватель открыть гроб митрополита решил, чая в нем нечто сокровенное. В нововозведенном храме была установлена кивота для мощей святителя, а праздник стали отмечать в честь перенесения мощей митрополита Петра, чудотворца и заступника всея России.
 
Поскольку состоялось падение новосозидаемого храма, в котором на то время хранились мощи святителя, были они перенесены в церковь Иоанна Лествичника (1475 г.). Как только Успенский собор был возобновлен в 1479 г., мощи вернули в него и были они положены под спудом.
Праздник перенесения мощей святого Петра отмечается 24 августа.
После становления точной даты праздника было написано два канона на перенесение мощей святителя. Сделал это инок Троицкого Сергиева монастыря, которого звали Пахомий Сербянин.
 
В 1547 г. после того, как Москвой пронеслась новая серия пожаров и практически все кремлевские здания были разрушены, в том числе кровля и паперть Успенского собора, мощи святого перенесли в Чудов монастырь. Там святыню положили в новую раку из золота, устроен ковчег был в честь рождения царевича Иоанна в 1555 г. самим отцом его Иоанном Васильевичем IV.
 
В письме святом напечатано, что появился митрополит перед благочестивой царицей Анастасией, поведывая о том, что нельзя ни молодому, ни старому гроб его раскрывать ни за каких обстоятельств. И того дня, 4 августа 1648 г., самим Петром и была обновлена дата проведения праздника.
Когда же обладали поляки Москвой, была рассечена золотая рака митрополита Петра, а в дальнейшем части святыни разделили между святотатцами. С того момента мощи хранились под спудом в новом деревянном ковчеге, обделанным серебром. Если рассматривать патриарший устав, то можно отметить, что за 5 лет (с 1679 г. до 1684 г.) не один раз приносили частицу мощей святого и клали их на гробницу или налой. Запертые они лежали до самого 1812 г. Затем, случилось то же, что и во время визита Тохтамыша в Москву, когда к гробнице добрался Наполеон, она была расторгнута. Святейший Синод позволил преосвященному Августу Московскому торжественно открыть святые мощи митрополита Петра, когда состоялось освящение первой придельной церкви Успенского собора. Сегодня святыня там и находится.
 
В песнопениях церковных перенесение мощей называют праздником, который удовольствие приносил и людям, и императору. Просили православные христиане, чтобы перенесение святыни чревато было победами главы державы над врагами, молили, чтобы св. Петр к Христу Богу с просьбою такою обратился.
 
Хорошо показано в летописях, что после явления св. Петра и перенесения его мощей, вызнали люди митрополита новым чудотворцем, и начало возрастать к нему благоговение православных. У гроба святого молились цари и подданные во время венчания их на царство. В дни бед, малых и больших, прибегали христиане к мощам Петра с просьбами и молитвами о заступлении его и благословении, величая его чудотворцем и светильником отечества. Все, что было во владении митрополита (крест, саккос, иконы, архипастырский жезл и посох) стали святейшими памятки церкви православных христиан.