Чудотворная икона Божией Матери Смоленская

День почитания - 10 августа
 
 
Молятся о защите дома от недоброжелателей, об исцелении от эпидемий, о защите военнослужащих.
 
Молятся о благополучии в пути и путешествующих.
 
 
 
Ходят сказания, повествующие о том, что Смоленский образ был сотворен рукой святого евангелиста Луки. Однако имеются ещё 2 варианта того, как этот чудодейственный образ явился в России. Одна из вариаций гласит, что византийский правитель Константин Порфирородный дал благословение данным образом на замужество своей дочери Анне, когда выдавал её замуж князю Всеволоду Ярославичу из Чернигова. Священный образ путешествовал с царевной в её непростом пути из Царьграда в удаленную Русь. Именно от этого и пошло наименование образа – «ОДИГИТРИЯ», что значит «Путеводительница». Другая же версия повествует о том, что икона «Одигитрия» служила благословением царевны Анны в её пути в Россию, где она должна была стать женой святого князя Владимира. Кроме представленных выше версий появления образа, имеется ещё одна. Бытует гипотеза, которая гласит о том, что Смоленский образ представляет собой копию Влахернской иконы, которая обрела своё прозвание «Одигитрия» в честь того, как Божия Матерь помогла двум слепцам придти к Своей иконе во Влахернском храме, после чего те дивным образом излечились. Как бы там ни было, но Пресвятая Матерь Божия представляет собой путеводительную звезду для всех православных людей на пути к их вечному избавлению от грехов. После того, как князь Владимир Всеволодович Мономах велел перевезти образ «Одигитрия» в стены города Смоленск и установил в церкви Успения Богородицы, образ начал именоваться ещё и Смоленским. Явить своё заступничество в первый раз Смоленскому образу удалось пред населением города Смоленск, когда орды Батыя старались захватить город в 1238 году.
 
На протяженности 14 столетия Смоленск пребывал во власти Литовских князей. Дочь князя Витовта Софию выдали замуж за великого князя Василия Димитриевича из Москвы, куда она в 1398 году завезла Смоленский образ Царицы Небесной. Священная образ разместили в Кремлевском Благовещенском соборе справа от царских врат. Жители Смоленска, заручившись поддержкой епископа Мисаила, в 1456 году попросили, чтобы образ с патетичным крестным ходом перевезли обратно в Смоленск, а на территории московских храмов остались лишь две её копии. Дна из икон была установлена в Благовещенском храме, другая же разместилась в Новодевичьем монастыре в 1524 году, который был учрежден в честь возвращения Смоленска России. Спустя год, в 1525 году, в честь присоединения Смоленска обратно к составу России, было принято установить 28 июля как день празднования в честь Смоленской чудотворной иконы.
 
В 1602 году была создана точная копия Смоленского чудотворного образа, который был помещен в башне Смоленской крепостной стены, под намеренно установленным шатром. Новая копия приняла на себя благодатную силу старинной иконы и когда русские полки 5.08.1812 покидали Смоленск, образ предпочти забрать с собой для охранения от противника. Прежде чем отправиться на Бородинское сражение, сию чудодейственную икону носили по лагерю для укрепления боевого духа войска и ободрения воинов на пути к великим подвигам. Старинную икону Смоленской «Одигитрии» в день сражения за Бородино вместе с Иверской и Владимирской образами Богоматери носили круг Белого города, Китай-города и стен Кремля, а после этого направили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Прежде чем оставить Москву, образ взяли в Ярославль. Одержав победу над французами, образ Одигитрии на пару с именитой копией возвратили в Смоленск, где он находился в Успенском храме до 1941 года. О дальнейшем будущем сего древнейшего образа доныне ничего не известно.